TEENS2BUSINESS.BY

Вдохновения: Виталий Волянюк

Про бизнес и про любовь
Предпринимательство, как мне кажется, подразумевает страсть к открытию чего-то нового. Возможно, чтение приключенческих книг – стремление выйти за горизонты – помогло в дальнейшем.
Виталий, тяжело ли быть главным человеком в масштабном проекте? Много времени работаете?

Если коротко ответить, тяжело, но очень интересно. Мы запускали «Про бизнес» в 2014 году с моим хорошим коллегой и партнером Дмитрием Альфером. Тогда мы вообще не знали, что такое выходные. Приходили в офис первые и уходили последние. И сейчас бывает, что я ухожу с работы в 9-10 вечера. Но как минимум один выходной стараюсь отдыхать. Работа над развитием «Про бизнес» занимает не 40, как с графиком с 9-ти до 6-ти, а 60-80 часов в неделю. Но это гораздо интереснее, чем то, что я делал раньше. Растет команда, растут и усложняются задачи. И это мотивирует к тому, чтобы расти самому, узнавать что-то новое и быть в хорошем тонусе. Это такое трудное счастье, с акцентом на слове "счастье".

Когда начинали работать над проектом, было ли ощущение, что он выльется во что-то грандиозное?

Как-то на встрече «Про бизнеса» основатель компании EPAM Systems Аркадий Добкин сказал: «Неужели вы на самом деле думаете, что когда Facebook начинался, Марк Цукерберг предполагал, что получится Facebook?». Ни один стартапер не знает наверняка, что получится с его проектом, какое будет (или не будет) развитие. «Про бизнес» мы создавали как стартап внутри TUT.BY. Хотелось сделать сайт о бизнесе с интересной, живой подачей материала. Откровенно говоря, на старте миссии большой не было. Но, как бывает со многими проектами, (и к этому нужно быть готовым) начинаются изменения, которые трудно предвидеть. Например, мы не предвидели, что будем проводить бизнес-события. Попробовали их делать в первый год, и вдруг оказалось, что это востребовано. Потом мы стали делать события платными, чтобы отсеивать случайных прохожих, и поняли, что это вполне может быть направлением бизнеса.
Только где-то спустя год мы осознали: наша миссия - служить развитию предпринимательства. Неважно, делаем мы это в онлайне или в оффлайне.

Хочу немного вернуть вас в детство. В нашей бизнес-школе ребята в 14 лет пробуют создавать свои первые бизнес-проекты. А что вы делали в свои 14 лет?

Помню точно, что ходил в школу, но про занятия бизнесом однозначно не думал. В 14 лет я читал книги. Нравилось читать про путешествия, приключения. Кстати, предпринимательство, как мне кажется, подразумевает страсть к открытию чего-то нового. Возможно, чтение приключенческих книг – стремление выйти за горизонты – помогло в дальнейшем.

Что происходило в университетские годы?

Когда я поступал в 2001 году в университет, интернет уже был, конечно. У меня была почта на mail.ru, был сайт tut.by, потом появился onliner. Но всё только зарождалось, и большинство людей потребляли информацию из газет и телевидения. В университете изучали бумажные газеты, потом я работал в бумажной газете. Позже мы с коллегами шутили, что на наше поколение пришелся переход из эпохи Гутенберга в эпоху Цукерберга. В какой-то момент я понял, насколько медиа-проекты в интернете интересны и насколько они открывают возможности для предпринимательства. Если газету выпускали тиражом 30 тысяч экземпляров, значит аудитория этим числом и ограничивалась. Сейчас, если ты создаешь интересный контент онлайн, твоя аудитория может составлять миллионы людей из разных стран.
Если регулярно внимательно читать «Про бизнес», можно провести своеобразный предпринимательский ликбез. Как вы думаете, стоит ли читать статьи школьникам, или это пища для размышлений исключительно для предпринимателей?

На «Про бизнес» школьники могут получить рекомендации и ответы на важные вопросы. Найти много полезных материалов о том, как выстроить продажи, как привлечь финансы, как посчитать деньги, как работать с клиентами так, чтобы они возвращались… Бери и делай. К тому же, мы публикуем большое количество предпринимательских историй. И эти истории часто не про звезд, а про обычных парней и девушек, мужчин и женщин, которые однажды что-то решили изменить в своей жизни. Например, у нас была история про учительницу, которая увлекалась ирландскими кружевами. В какой-то момент она поняла, что хочет свое хобби превратить в бизнес. Эта история вызвала отклик у огромного количества учителей. Такие вещи очень заряжают. Они показывают, что обычный человек, как ты, что-то начал делать. Хоть это не просто. У тебя есть мечта, но ты ее откладываешь, сам себе придумываешь отговорки. А кто-то взял – и сделал. Школьников такие истории тоже могут мотивировать не искать оправданий, не гадать, почему не получится, а думать КАК реализовать свою мечту.

Наверное, вам, как человеку, связанному со сферой журналистики, приходится много читать. Что в основном читаете?

Кроме «Про бизнес» я занимаюсь развитием WHY NOTS - медиа для американского рынка. Поэтому смотрю много американских ТВ-шоу, какие темы в них обсуждаются, какие герои участвуют, чтобы понимать, как с американской аудиторией лучше взаимодействовать. Люблю смотреть шоу Дэвида Леттермана – известного американского шоумена. Очень нравится его подача, юмор, то, как он общается с разными гостями. Просматриваю российские ресурсы vc.ru и Rusbase, украинский AIN.ua, американский Business Insider.
Расскажите про новый проект WHY NOTS. Что уже успели сделать? С какими трудностями столкнулись?

WHY NOTS мы запустили в ноябре прошлого года. Для нас этот проект - большой вызов: сможем ли мы заинтересовать самую избалованную аудиторию? Уже видим, что наша работа вызывает положительный отклик у людей: они читают, делятся в соцсетях. Если ты будешь успешен в Америке, ты будешь успешен везде. Если ты туда попал и сумел удержаться, значит ты чего-то стоишь. Наша цель на ближайший год – увеличить аудиторию до одного миллиона и научиться зарабатывать на рекламе в Америке так, чтобы доходы превышали наши расходы.

Сейчас мы активно ищем людей для работы в этом проекте. И, к сожалению, сталкиваемся с проблемой недостаточного владения английским языком. Могу сказать, что английский – это то, о чем надо думать независимо от того, чем вы хотите заниматься. Мир всё больше глобализируется, и через соцсети можно выходить на любой рынок; есть возможность черпать первыми какие-то вещи из своей индустрии, а не ждать, когда информацию переведут на русский язык. Но для этого нужно уверенно владеть английским.

Какими навыками нужно обладать подросткам, чтобы стать успешными?

Кроме отличного знания английского, нужно очень страстно относиться к тому, что ты делаешь. Нужно любить своё дело и не заниматься тем, что тебе не нравится. Я бы мог посоветовать подросткам попробовать разное и найти то самое, свое. На этом сфокусироваться и расти в любимом деле.

Еще очень важно иметь подвижный ум для того, чтобы быстро учиться новому. Сегодня нельзя цепляться за старые представления, можно очень быстро стать неконкурентоспособным.

И еще важно не сдаваться. В любом проекте будет много падений, неудач. Ни одной компании еще не удалось взлететь, не пройдя до этого через испытания и не столкнувшись с трудностями. Надо учиться относиться к этому спокойно. Нельзя бросать любимое дело при первых неудачах. Возможно, еще одно усилие - и успех придет.

Идите вперед и не сдавайтесь! И вы станете одним из героев, о которых с удовольствием напишет «Про бизнес».
Дорожная карта для подростков:
"Starter-pack юного бизнесмена"
17 февраля. Корпус.
Системный бизнес-курс для подростков в Минске

Даем четкие практические навыки на основе проверенной теории и помогаем сделать подростку свой проект: 2business.by