TEENS2BUSINESS.BY
Вдохновения: Кирилл Волошин
Об образовании, первых самостоятельных шагах, качествах достижения успеха, мотивациях и немного о TUT.BY
Дождь нашёптывает свою мелодию укутанным в осень улицам Минска. От холодного дыхания погоды спасают тёплые уютные кафе. В одном из них, Café Netto, мы и встретились с Кириллом Волошиным – совладельцем кафе, предпринимателем, бизнес-ангелом, соучредителем tut.by, hoster.by и других проектов.
Кирилл, чем вы увлекались в детстве?
Ходил в компьютерный кружок на станцию юных техников. Там учили очень базовому программированию на BASIC и даже разрешали в конце урока немного поиграть. Еще был кружок менеджмента, спортзал белорусского тяжелоатлета Л.Тараненко и «музыкалка». У меня родители – скрипачи, поэтому в школьные годы я закончил две музшколы: играл на флейте, фортепиано, саксофоне и гитаре.

Какие предметы нравились в школе?
Нравилась информатика с трудами, но зато была как-то двойка в четверти по химии и черчению. В старших классах я много сачковал: ездили с друзьями на велосипедах в студию звукозаписи или на Боровую, просиживали уроки в компьютерном классе. Поэтому и аттестат был отвратительный, троечный.

Что изменилось в университетские годы?
Начнем с того, что я не знал точно, куда поступать, но хотелось в любом виде компьютеров. Плохой аттестат привел родителей к мысли о том, что ребенка нужно отдать учиться платно. Был найден свежеоткрытый факультет экономической информатики в Институте современных знаний.

Мне поставили условие: половину стоимости обучения должен выплачивать сам. И с первого курса я пошел работать сторожем в детский сад, давал частные уроки английского языка, писал статьи в газету "Компьютерные вести". С этой газеты издалека и началась история моего прихода на грядущий TUT.BY.
Кто-нибудь вас мотивировал, заставлял двигаться вперед?
Это был я (смеется). Выраженный «внутренний локус контроля» и ориентация в оценках на себя дают четкое осознание, что мне нравится в результатах, сделал ли я хорошо или недостаточно.
К тому же надо было кормить жену с ребенком. Это давало сильную самомотивацию.
А можно поподробнее про историю TUT.BY?
Если в современных терминах рассказывать вкратце, то было так: инвестор Юрий Зиссер хотел запустить стартап – белорусскую почтовую службу. Но не договорился со вторым фаундером о концепции, т.к. она сменилась на почтово-новостной страновой портал а-ля Yahoo. Команда перед запуском состояла из трех «юных дарований» - двух журналистов «Вестей», один из которых перед стартом уволился, и одного системного администратора. У меня в нагрузку к редактуре был также опыт менеджмента портала о шоубизе и культуре Беларуси (что-то вроде современного afisha.tut.by). В итоге на TUT.BY я начинал главным редактором, позже оказался генеральным менеджером, а вскоре и директором.


Какими качествами нужно обладать, чтобы добиться успеха?
Думаю, нужны настойчивость, желание и умение играть в долгую; трудолюбие, которое как раз позволяет «сражаться» в долгую даже на последнем «издыхании», работать на износ ради цели. Пригодится здоровая амбициозность, и не обязательно по отношению к себе как личности, а в целом по отношению к тому, чем занимаешься, к проектам.


Находится время на чтение книг? Если да, то черпаете ли из них новые идеи?
Новые идеи, скорее, черпаю из интернета и человеческого общения, но на книги тоже нахожу время. Обычно читаю параллельно две книги: одну художественную и одну по бизнесу. Из последнего читал «Легко не будет» Бена Хоровица и Воннегута.
Вернемся к образованию. Чему сегодня стоит учить детей?
Мне сложно компетентно судить, что сейчас дают в школе, так как повезло с дочкой: не приходилось влезать, сама прекрасно училась. Концептуально близок обсуждаемый активно в последнее время финский подход, когда детей приучают развиваться самостоятельно, рассказывают, как устроена жизнь, как происходят физические процессы, явления в обществе, как устроено предпринимательство, прививают так называемые soft skills. Это приучает человека поддерживать интерес к миру, к развитию на протяжении всей жизни. В то же время, отсутствует образовательное «насилие» в части подготовки ребенка к ВУЗу: ведь не всем можно-нужно быть физиками, экономистами или бизнесменами, кому-то интересно творчество или управление станками, например. Главное, чтобы человек получал удовольствие от работы, достигал неких профессиональных высот и был счастлив.

Ваша дочка сейчас учится в университете. Помогали ей определиться с профессией?
Я лишь давал советы – например, идти в маркетинг: ты понимаешь, как работает экономика и бизнес, можно потом трудиться почти кем угодно. Но она сама сделала выбор. Причем сначала собиралась быть биологом, потом музыкантом, потом химиком, но неожиданно для всех поступила в БГУИР. Я вообще сторонник того, чтоб ребенок как можно раньше начинал самостоятельно принимать решения в своей жизни. Родители (если это не вопрос здоровья) должны лишь помогать советами, «дележкой» опытом или намеками, когда чадо что-то важное упускает.
Дадите совет современным родителям?
Ох!, попробую (смеется)! Мой совет будет философским. Задача номер один, на мой взгляд, – быть счастливыми самим. Знаете, есть такая детская развивающая игрушка, когда «пирамидкой» нанизываются колечки на стержень. Вот ваше личное счастье – это и есть тот центральный стержень, на котором держится всё остальное. Задача номер два – сделать так, чтобы ваши дети были счастливы. Какими конкретно способами вы это делаете, уже не суть важно.
Системный бизнес-курс для подростков в Минске

Даем четкие практические навыки на основе проверенной теории и помогаем сделать подростку свой проект: 2business.by