Несколько недель остается до старта школы бизнеса для подростков Teens2Business, и мы решили пообщаться с главным ментором нашего проекта, дизайнером образовательных траекторий, бизнес-ангелом образовательных проектов, а в прошлом генеральным директором EPAM Systems в Беларуси Сергеем Дивиным. Сергей рассказал о своем профессиональном пути, поделился мыслями о современной школе и идеями о том, какие навыки необходимы ребенку сегодня, чтобы стать успешным в будущем.
Сергей, как вы учились в школе? Какие предметы нравились?

Я был крепким середняком, практически все отметки – 4. Больше всего нравились гуманитарные предметы, но не могу выделить какой-то особый.

Ходили в кружки или спортивные секции?

Родители в детстве старались отдавать меня во всевозможные кружки. Сначала я попытался заняться музыкой. Потом оказалось, что у меня плохой слух, и я переключился на спорт. Играл за сборную Бобруйска по волейболу. Мы участвовали в большом количестве соревнований. Где-то побеждали, где-то, конечно, и проигрывали. Самую большую пользу от моих тренировок я ощутил в армии: спортивная подготовка позволила мне выдержать нагрузки двух лет службы.

Был ли у вас в юности учитель-пример для подражания?

К сожалению, нет. И это сожаление пришло спустя годы, когда я осознал, насколько важен в жизни ребенка человек-авторитет (не считая родителей), который подсказывал бы, как нужно развиваться и двигаться вперед.

А родители подсказывали?

Родители много работали и не навязывали мне свои ценности и жизненные установки. В этом и был, наверное, самый большой плюс. Так называемые soft skills во мне воспитывали двор и книги. Меня знали во всех библиотеках города Бобруйска, читал я очень много.
У вас была какая-то особая книга, повлиявшая на мировоззрение?

В детстве сильное впечатление производили книги о подвигах: «Повесть о настоящем человеке», «Как закалялась сталь». Немного позже я прочитал книгу «Сто лет одиночества». После нее долго не мог прийти в себя, ходил, оглядывался по сторонам, пытался осознать новую реальность в себе.

Представьте, что вы решили написать автобиографию, каждая глава которой – важный отрезок жизни. Как бы назывались эти главы?

За основу возьмем «Детство. Отрочество. Юность» Л.Н.Толстого. Первая глава называлась бы «Школа». Но школа не была для меня мотивирующим этапом, оставила ощущение уныния, серости. Следующая глава – «Техникум». Это было место, где решения уже принимались самостоятельно. Конечно же, один из важных этапов – "Армия". Здесь я приобрел внутреннюю силу, физическую закалку на годы вперед. А после армии – большая и неоконченная глава, посвященная профессиональной деятельности.

Давайте вернемся в сегодняшний день и поговорим о школе. Чего, на ваш взгляд, не хватает современному школьному образованию?

Школа сегодня - это часто место временного пребывания ребенка, где за 9-11 лет в него пытаются вложить большое количество знаний из разных областей человеческой деятельности. И большая часть этих знаний, к сожалению, мало пригодится для будущей профессиональной деятельности. Много лет я руководил компанией, в которой сейчас работает тысячи сотрудников (прим. EPAM Systems Беларусь). По сути, видел что отдает система образования «на выходе» для рынка труда или предпринимательства. И, участвуя в многочисленных собеседованиях, я понимал, что школа пропускает навыки, которые очень важны для карьеры.
Речь идет в первую очередь о следующих навыках: умение брать на себя ответственность; умение сопереживать, понимать чувства другого; умение делать выбор; умение ставить перед собой цели и достигать результата; умение работать в команде; умение критически воспринимать информацию.
Я не раз замечал, что «троечникам» порой легче добиться больших результатов в бизнесе, чем отличникам. «Троечники» всегда находятся в некомфортной ситуации, следовательно, они постоянно учатся решать проблемы, выходить из сложных ситуаций, договариваться с родителями, учителями. Отличник же получает хорошие отметки, похвалы, ему комфортно. А когда он приходит на работу и там ему не ставят «10», а требуют решать проблемы, он не знает, что делать. Часто такие люди замыкаются и перестают двигаться вперед.
А что можно сказать о профориентации в школе?

Профориентация в наших школах сегодня, как и много лет назад, заключается в том, что девочек учат шить, пришивать пуговицы, а мальчиков – ровно выпиливать лобзиком и мастерить табуретки. При этом ландшафт профессий за последние годы сильно изменился, поэтому школа вполне могла стать местом, где дети бы получили необходимые знания для выбора профессии. Но пока она таким местом не является. Поэтому такой проект, как Teens2Business может помочь ребятам окунуться в разные сферы, понять, чем бы они хотели заниматься в будущем, и получить необходимые навыки для работы в компании или занятия бизнесом.

Ваши сыновья уже определились с будущей профессией?

Младший сын пока нет, а вот старший (ему 14 лет) уже создал свое резюме, завел профиль на LinkedIn. Поскольку, как и многие дети, играет в компьютерные игры, хочет в дальнейшем заниматься игровой разработкой. Я пытаюсь помочь ему выстроить образовательный маршрут, ориентируясь на это увлечение. Он уже участвует волонтером в игровом проекте и делает 3D модели для получения опыта. Не просит у меня: «Папа, дай денег!» А задает вопрос: «Где я могу заработать?» Я стараюсь помочь ему и нахожу какие-то подработки, а не просто даю деньги на карманные расходы.

Чего вы ждете от проекта Teens2Business?

На своем примере я хочу рассказать подросткам, какие возможности открывает предпринимательство. Хотел бы показать родителям, что подростки на самом деле способны на многое. Не нужно дожидаться окончания университета, чтобы начинать думать о бизнесе или профессии. Те, кто начинают прокачивать свои бизнес-навыки раньше, раньше добиваются успеха, примеров тому много. Сейчас мы видим большое количество успешных стартапов, основанных ребятами в 18-24 года. Они думают иначе, чем взрослые, им проще создавать новые сервисы и товары, которые решают проблемы современного поколения.
Системный бизнес-курс для подростков в Минске
Даем четкие практические навыки на основе проверенной теории и помогаем сделать подростку свой проект
Подробнее о бизнес-школе